Вслед за исследованиями зарплат IT-рынка, Kolesa Group решили выяснить, что происходит на рынке студентов — самом перспективном для найма направлении. 

Цель исследования — выяснить портрет студентов, заинтересованных в IT, мотивацию при выборе работодателя и узнать, как и через какие площадки компаниям лучше взаимодействовать с ними

Всего опрос прошли 854 студента. Также провели качественные исследования, побеседовали с 27 студентами в 5 фокус-группах. В Kolesa Group сравнили показатели начала 2023 года с началом 2022, делятся результатами с рынком.


«Мы в Kolesa Group последние 8 лет тесно сотрудничаем с университетами. Как бизнес, понимаем, что именно студенты составят бóльшую часть нашей команды уже через несколько лет. Ежегодно  запускаем оплачиваемые стажировки, онлайн-курсы и проводим митапы по востребованным IT-направлениям. 

Но и мы не всегда понимаем рынок начинающих специалистов Казахстана. Поэтому провели исследование, чтобы понять, что важно студентам при выборе работодателя, какие инструменты коммуникации лучше использовать и что же на самом деле мотивирует ребят развиваться в IT», — рассказала Гайни Альмуханова, менеджер образовательных проектов в Kolesa Group.

Портрет студента в IT

Средний возраст респондента — 19 лет.

Foundation - 1,5%

1 курс - 20,7%

2 курс - 28%

3 курс - 22,4%

4 курс - 16,6%

Магистратура - 10,8%

Преимущественно опрос прошли студенты 2-3 курсов из около 50 университетов и колледжей по всей стране. Младшие курсы — самая вовлечённая, заинтересованная аудитория.

 Мы вывели топ-5 вузов, студенты которых больше всего заинтересованы в IT-сфере:

• Suleyman Demirel University — 16,5%

• Astana IT University — 16,4%

• Narxoz — 14,9%

• IITU — 14,4%

• KBTU — 8,5%

Преимущественно студенты, заинтересованные в IT учатся на следующих специальностях:

  • Информационные системы — 33,4%

  • Computer Science — 14,6%

  • Вычислительная техника и программное обеспечение — 12,8%

  • Инженерия — 5,7%

  • Информационная безопасность — 4,7%

     


    Интересы

    Мы выделили топ-5 интересующих сфер в IT для студентов. 

    1. Backend-разработка — 26,2%

    2. Frontend-разработка — 13,3%

    3. Data-аналитика — 10,5%

    4. iOS-разработка — 7,7%

    5. ML — 6,8%

В 2023 году студенты стали осознаннее, на вопрос об интересующем их IT-направлении, ответ «Ещё не определился» дали всего 8,8% респондентов. В 2022 году этот показатель был равен 23%.

На вопрос «Почему IT?» студенты чаще всего отвечают следующее:

1. Востребованная профессия. 

2. Возможность создавать новые продукты, которыми пользуется большое количество людей. 

3. Возможность работать удалённо: из дома или из других стран.

4. Есть понимание, что уровень конкуренции высокий и среда подстёгивает не отставать. Поэтому студенты регулярно занимаются самообразованием.

«Я жалею, что первые 2 курса решил пожить студенческой жизнью и не работал. Сейчас ребята с одного потока уже мидлы и хорошие деньги зарабатывают, они вовремя поняли, что время терять нельзя. А я начну только с нуля», — написал один из респондентов.

Опыт работы


На момент исследования, у 258 опрошенных (30,2%) уже был за плечами опыт работы в IT.

Мы решили копнуть глубже и выяснили, что больше половины респондентов (56%) начали работать на 1-2 курсах.

Большинство студентов начинают работать или стажироваться со 2 курса, потому что:

а) на первых курсах они получают базовые знания, вливаются в студенческую жизнь и выбирают направление для развития; 

б) в вузах дают «базу», а прикладные знания и практические навыки можно обрести в лишь в компаниях на  рабочих кейсах;

в) из-за высокой конкуренции они стремятся получить опыт раньше, чтобы позже было легче найти работу.

«В IT диплом большой роли не играет. В вузе мы получаем только около 10% информации, которые понадобятся в работе. Важны стажировки, практика и полученные благодаря ним знания и навыки», — писали нам опрошенные.

Подготовка к работе

Для самообразования студенты используют следующие ресурсы:

• Курсы по IT-направлениям — 53%

• Youtube-видео — 35%

• Pet-проекты (создание) — 4%

• Другое - 8%

Источники информации о вакансиях/стажировках:

• HH.kz — 57,3%

• Telegram — 26,3%

• Instagram — 5%

• Почтовая рассылка — 2,9%

• LinkedIn — 2,5%
• Сайт работодателя — 2,1%

• Другое — 3,9%

Какие мероприятия чаще всего посещают студенты:

• Ярмарки вакансий — 45%

• Гостевые лекции — 17,4%

• Митапы — 4,3%

• Другое — 7,3%

• Не ходят на мероприятия 26%

Студенты предпочитают ходить на мероприятия, где у них будет возможность:
а) познакомиться с потенциальными работодателями;
б) получить практические навыки от опытных специалистов.

Выбор работодателя

Топ-5 факторов выбора потенциального работодателя в 2023 году:

1. Возможность обучаться — 20,9%

2. Перспективы карьерного роста — 18,9%

3. Уровень заработной платы — 16,2%

4. Интересный продукт — 7,3%

5. Сильная команда — 7%.

https://astanahub.com/ru/blog/kakikh-rabotodatelei-v-it-segodnia-vybiraiut-kazakhstanskie-studenty