– По каким принципам проводился отбор в программу Google for Startups и Astana Hub? – Отбор на программу Silkway Accelerator стартовал в мае этого года и проходил в несколько этапов. Сначала проводилось индивидуальная диагностика с каждым проектом в формате интервью. Далее стартап-проекты оценивала специальная комиссия, куда вошли эксперты из разных стран Центральной Азии, затем из ТОП-50 стартапов Google Developers Group приняли окончательное решение и отобрали 15 проектов. Также определен список из 11 резервных стартапов. Среди победителей отбора – проекты из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Монголии и Таджикистана. – Какие преимущества казахстанские стартапы получают от сотрудничества с Google – выход на международные рынки, доступ к иностранным инвесторам? – Партнерство с проектом Google for Startups открывает огромные возможности для стартапов с глобальным потенциалом и позволит им присутствовать на мировых платформах. Участники программы получат бесплатный доступ к мастер-классам и наставничеству от топовых экспертов Google, смогут научиться эффективно выстраивать бизнес-процессы, масштабироваться, наладить партнерские связи и подготовиться к привлечению инвестиций. Наиболее ярким кейсам Google for Startups окажет PR-поддержку на своей платформе и в социальных сетях. В свою очередь, Astana Hub предоставляет участникам индивидуальную работу с трекерами, апартаменты для проживания, рабочее пространство на территории технопарка, PR-поддержку, а также возможность получения финансирования на сумму до 25 млн тенге в рамках программы Seed Money. Обучение пройдет в офлайн-формате в Нур-Султане и продлится 3 месяца. Отметим, Google for Startups – это программа, запущенная корпорацией Google в 2011 году. Она состоит из более чем 50 коворкингов и акселераторов в 125 странах и предоставляет практические уроки для начинающих предпринимателей. В этом году Казахстан стал первым партнером программы в Центральной Азии. – Какими качествами должен обладать стартап и его основатели, чтобы попасть в программу? – Для участия в Silkway Accelerator стартап-компании должны были быть на стадии Product/market fit, то есть иметь продукт и продажи или пользователей. Принять участие в программе могли проекты только из стран Центральной Азии, а также Азербайджана и Монголии. – Насколько увеличилось количество успешных казахстанских стартапов за последние 5-10 лет? – Astana Hub уже 4 года. На первых акселераторах/инкубаторах было всего 30-50 участников, сейчас минимум 300 стартапов подают заявки на каждый поток наших программ. Считаю, это хороший прирост и показатель. – Стало ли движение стартаперов популярным в Казахстане? – Определенно, да! Многие стали интересоваться стартап-культурой у нас в стране. К примеру, более 600 человек ежегодно проходят наш курс Startup School, чтобы узнать о разнице между традиционным бизнесом и стартапом, а также понять, с чего начинать, если появилась идея. В целом, наблюдается интересная динамика – некоторые стали цифровизировать свой текущий бизнес, многие загорелись и стали создавать стартапы, а кто-то просто ушел в IT из другой сферы. – В чем основные преимущества казахстанских стартаперов перед иностранными конкурентами? – В первую очередь, если мы говорим о рынке Казахстана, как бы банально это не звучало, это – знание нашего рынка, понимание аудитории. Второе – это налоговые преференции, такие как льготный налоговый режим, который освобождает от уплаты ряда основных налогов в целях реинвестирования доходов на развитие стартапа и реализации новых проектов. Надо признать, что не во всех странах так охотно поддерживают стартап-проекты. – Чего не хватает казахстанским стартапам, чтобы более активно выходить на зарубежные рынки? – Все индивидуально, зачастую основные проблемы, с которыми сталкиваются стартапы, когда выходят на зарубежные рынки это:
Этот список может быть длинным – каждый стартап сталкивается с разными проблемами, поэтому очень важно сделать детальный анализ своего продукта и рынка, на который стартап планирует масштабироваться. – Могут ли казахстанские стартапы реально конкурировать с европейскими и американскими компаниями, которые имеют доступ к многомиллионным инвестициям? – Это очень интересный вопрос! По моему мнению, у казахстанских стартапов есть возможности стать востребованными на международном рынке и конкурировать с зарубежными компаниями. Конечно, инвестиции играют важную роль, особенно их размер, но еще более важную роль играет то, как и на что их потратит фаундер. Мы живем в замечательное время, когда локация не является проблемой, можно договариваться с венчурными фондами, инвесторами и закрывать многомиллионные сделки онлайн. |