– По каким принципам проводился отбор в программу Google for Startups и Astana Hub?

– Отбор на программу Silkway Accelerator стартовал в мае этого года и проходил в несколько этапов. Сначала проводилось индивидуальная диагностика с каждым проектом в формате интервью. Далее стартап-проекты оценивала специальная комиссия, куда вошли эксперты из разных стран Центральной Азии, затем из ТОП-50 стартапов Google Developers Group приняли окончательное решение и отобрали 15 проектов. Также определен список из 11 резервных стартапов.

Среди победителей отбора – проекты из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Монголии и Таджикистана.

– Какие преимущества казахстанские стартапы получают от сотрудничества с Google – выход на международные рынки, доступ к иностранным инвесторам?

– Партнерство с проектом Google for Startups открывает огромные возможности для стартапов с глобальным потенциалом и позволит им присутствовать на мировых платформах.

Участники программы получат бесплатный доступ к мастер-классам и наставничеству от топовых экспертов Google, смогут научиться эффективно выстраивать бизнес-процессы, масштабироваться, наладить партнерские связи и подготовиться к привлечению инвестиций. 

Наиболее ярким кейсам Google for Startups окажет PR-поддержку на своей платформе и в социальных сетях. В свою очередь, Astana Hub предоставляет участникам индивидуальную работу с трекерами, апартаменты для проживания, рабочее пространство на территории технопарка, PR-поддержку, а также возможность получения финансирования на сумму до 25 млн тенге в рамках программы Seed Money. Обучение пройдет в офлайн-формате в Нур-Султане и продлится 3 месяца.

Отметим, Google for Startups – это программа, запущенная корпорацией Google в 2011 году. Она состоит из более чем 50 коворкингов и акселераторов в 125 странах и предоставляет практические уроки для начинающих предпринимателей. В этом году Казахстан стал первым партнером программы в Центральной Азии.

– Какими качествами должен обладать стартап и его основатели, чтобы попасть в программу?

– Для участия в Silkway Accelerator стартап-компании должны были быть на стадии Product/market fit, то есть иметь продукт и продажи или пользователей. Принять участие в программе могли проекты только из стран Центральной Азии, а также Азербайджана и Монголии.

– Насколько увеличилось количество успешных казахстанских стартапов за последние 5-10 лет?

– Astana Hub уже 4 года. На первых акселераторах/инкубаторах было всего 30-50 участников, сейчас минимум 300 стартапов подают заявки на каждый поток наших программ. Считаю, это хороший прирост и показатель.

– Стало ли движение стартаперов популярным в Казахстане?

– Определенно, да! Многие стали интересоваться стартап-культурой у нас в стране. К примеру, более 600 человек ежегодно проходят наш курс Startup School, чтобы узнать о разнице между традиционным бизнесом и стартапом, а также понять, с чего начинать, если появилась идея. В целом, наблюдается интересная динамика – некоторые стали цифровизировать свой текущий бизнес, многие загорелись и стали создавать стартапы, а кто-то просто ушел в IT из другой сферы. 

 – В чем основные преимущества казахстанских стартаперов перед иностранными конкурентами?

– В первую очередь, если мы говорим о рынке Казахстана, как бы банально это не звучало, это – знание нашего рынка, понимание аудитории.

Второе – это налоговые преференции, такие как льготный налоговый режим, который освобождает от уплаты ряда основных налогов в целях реинвестирования доходов на развитие стартапа и реализации новых проектов. Надо признать, что не во всех странах так охотно поддерживают стартап-проекты. 

– Чего не хватает казахстанским стартапам, чтобы более активно выходить на зарубежные рынки? 

– Все индивидуально, зачастую основные проблемы, с которыми сталкиваются стартапы, когда выходят на зарубежные рынки это: 

  • отсутствие понимания рынка;
  • культурные особенности нового рынка; 
  • незнание юридической экспертизы;  
  • неверный анализ рынка; 
  • финансовые и юридические проблемы.

Этот список может быть длинным – каждый стартап сталкивается с разными проблемами, поэтому очень важно сделать детальный анализ своего продукта и рынка, на который стартап планирует масштабироваться.

– Могут ли казахстанские стартапы реально конкурировать с европейскими и американскими компаниями, которые имеют доступ к многомиллионным инвестициям?

– Это очень интересный вопрос! По моему мнению, у казахстанских стартапов есть возможности стать востребованными на международном рынке и конкурировать с зарубежными компаниями. Конечно, инвестиции играют важную роль, особенно их размер, но еще более важную роль играет то, как и на что их потратит фаундер. Мы живем в замечательное время, когда локация не является проблемой, можно договариваться с венчурными фондами, инвесторами и закрывать многомиллионные сделки онлайн. 

Заявки на 2 поток программы Silkway Accelerator, который стартует 2 сентября, можно подавать по ссылке - https://astanahub.com/l/silkway-accelerator

Источник - https://er10.kz/read/tocka-rosta/dorogu-luchshim-google-i-astana-hub-prokachajut-perspektivnye-startapy/