11 августа на площадке Службе центральных коммуникаций при Президенте РК состоялся брифинг по актуальным вопросам развития мобильной связи в Республике Казахстан.

Спикерами выступили вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Оразбек Асхат Елубаевич, главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Мейрманов Нурлан Кемалович, Председатель правления АО «Кселл» Узбеков Асхат Архатович; генеральный директор «Мобайл Телеком-Сервис (Tele2/Altel)» Коньков Сергей Федорович, главный исполнительный директор Beeline Казахстан Настрадин Евгений Иванович.

«Учитывая особую актуальность проблемы  с доступом к мобильному интернету со стороны населения, министр Багдат Мусин порекомендовал организовать открытый диалог между операторами и населением с участием СМИ. Министерством ведется работа над решением фундаментальных проблем отрасли, которые в значительной степени мешают обеспечению связью жителей страны. В  целях повышения качества связи нами совместно с депутатами Мажилиса РК были разработаны поправки в КоАП РК в части увеличения штрафов операторам связи за предоставление некачественных услуг. Изменения в законе позволили также упростить процедуру сбора согласий жителей домов на установку базовых станций. Если ранее было достаточно одного несогласного для отказа в установке, то сейчас установка возможна при согласии более половины проголосовавших собственников квартир. Это позволят операторам качественнее и быстрее расширять сети в городах и селах страны», – подчеркнул вице-министр Асхат Оразбек.

Вместе с тем, он сообщил о том, что министерство открыто к обратной связи от населения и  упрощает процедуры по ее подаче.

«Принимая во внимание вопросы граждан касательно качества и скорости интернета на главной странице портала e-otinish был выведен раздел «Проблемы с интернетом», где каждый гражданин может оставить свое обращение в госорган для принятия мер», – отметил вице-министр ведомтсва.

По данным GSMA Intelligence на конец 2022 года среднемировое потребление мобильного трафика абонентом составляет 12 Гб, тогда как в Казахстане этот показатель равен 17,2 Гб. Казахстанцы тратят больше трафика, чем жители Сингапура, Турции, Италии и многих других стран. Даже без учёта внедрения 5G мобильный трафик в Казахстане рос с темпами от 60% в 2019-м до 21% в 2022 году, и этот тренд продолжается. А это колоссальная нагрузка на мобильные сети 4G/5G.

За 2022 год абоненты мобильных операторов потребили 4398 петабайт мобильных данных. А за 6 месяцев 2023 года 2513 петабайт.

Операторы связи уверены, что такой высокий уровень использования интернета и постоянная динамика роста трафика демонстрирует позитивные тенденции прогресса для страны и общества. Доступность сервисов и возможность онлайн работы, учебы, общения являются отражением процессов развития страны.

Сергей Коньков, СЕО Tele2/Altel:

«Мы уверены, что показатели трафика на абонента будут расти, продолжая обгонять общемировые тенденции и как операторы мы понимаем значимость нашей работы, для обеспечения потребностей жителей нашей страны. В сети Tele2/Altel рост трафика в сравнении первого полугодия 2023 с аналогичным периодом 2022 составил 24%. С внедрением технологии 5G мы увидим экспоненциальный рост, что откроет новые перспективы и возможности как для бизнеса страны, так и для каждого жителя – учиться, работать, общаться, играть и создавать контент. Уверены, что креаторы из Казахстана будут становиться все популярнее в мире и внесут свой вклад в позитивный имидж нашей страны на мировой арене».

Нурлан Мейрманов, Главный директор по инновациям АО “Казахтелеком”

«Наша компания обслуживает более 1 млн 750 домохозяйств подключенных к сети интернет, во всех городах и населенных пунктах нашей страны. Мы применяем самые массовые виды подключения к нашим сетям: оптическое подключение GPON более 800 тысяч абонентов и медные подключения на базе технологии ADSL около 900 тысяч абонентов.

Один абонент технологии GPON в среднем потребляет около 316 Гб в месяц, один абонент технологии ADSL потребляет в среднем 205 Гб в месяц. Это нормальное среднее потребление в домохозяйствах. При этом более 75% потребляемого трафика – это трафик всем известных социальных сетей и мультимедийных платформ (Meta (Facebook, Instagram, Whatsapp), Google (Youtube), Akamai (TikTok), Netflix и игровые сервисы (Valve, Tencent). Для улучшения качества доступа к этим сервисам наша компания локализовала и организовала прямые стыки с данными компаниями. Общий объем локализованных в Казахстане ресурсов составляет 4 Тбит/с.

Наша компания приступила к модернизации устаревшей технологии ADSL на базе медной инфраструктуры с переводом абонентов на оптические сети, и с 2024 планируем начать переключения абонентов по всем городам. На сегодняшний день переведено около 150 тыс. домохозяйств.

Также мы приступили к модернизации еще одного крупного сегмента доступа к сети интернет - мобильной сети. Внедрение технологии 5G позволит резко увеличить частотную полосу до 100 Мгц, это позволит утилизировать больше объема трафика в радиосети. При этом надо понимать, что использование частот выше 1 ГГц приведет нас к полной зависимости проходимости сигнала через различные физические преграды, в особенности внутри помещений. И размещение Indoor оборудования или small cells внутри зданий, будет обязательным условием, чтобы воспользоваться полным потенциалом технологии 5G. А это в свою очередь сложная организационная работа: архитекторов, планировщиков городов, производителей стройматериалов, государственных органов, обеспечивающих регулирование в области строительства, энергетики и так далее»

Это подтверждается и структурой занятости населения. По данным доклада «Рынок труда Казахстана: на пути к цифровой реальности» (ЦРТР), в 2021 году в стране фрилансерами работали свыше 1 млн человек. Это почти 17% от общей численности наёмных работников в стране. Напрашивается вывод, что развитие информационно-коммуникационных технологий и цифровизация экономики дали толчок стремительному росту дистанционных форм занятости.

Между тем, данные, опубликованные в инструментах планирования рекламы ведущих платформ социальных сетей, показывают, что в начале 2023 года социальными сетями в Казахстане пользовались 11,05 миллиона пользователей в возрасте 18 лет и старше, что эквивалентно 86,3% от общей численности населения в данной группе.

Поэтому неудивительно, что в Казахстане развиваются и творческие направления, связанные с созданием контента в социальных сетях, так, например Tiktok-звездой с самыми высокими показателями по подписчикам в СНГ стала девушка из Казахстана. Большие аудитории и у пользователей из регионов, и даже у сельских блогеров. Это одна из самых заметных и прозрачных демонстраций развития сетей мобильного интернета.

Все это возможно, благодаря тому что в стране по статистике достаточно высокий уровень доступа к интернету. По данным операторов охват сетей – 97,36% населения страны, из них 85,1% технологией LTE (согласно Global Digital международному отчету в мире же доступ к интернету имеют лишь 64,4% жителей планеты).

Что касается подключений к сети мобильных операторов (кол-во абонентов) Global Digital дает следующие данные по нашей стране:

В начале 2023 года в Казахстане было подключено в общей сложности 25,44 миллиона соединений сотовой мобильной связи, что эквивалентно 130,5% от общей численности населения.

Для сравнения: США – 113,1%; Канада – 98,5%; Турция – 94,5%; Мир – 105,6%

При этом стоит отметить, что потребление интернета в Казахстане по типам устройств показывает значительный перекос в сторону именно мобильных девайсов – 68% (в США – 58%, в а Канаде – 48%). Что говорит о нагрузки именно на мобильные сети.

Евгений Настрадин, СЕО Beeline Казахстан:

«Мы, как телеком оператор понимаем, что наша работа напрямую влияет на комфортность жизни абонента. Поэтому не перестаем инвестировать деньги в улучшение покрытия. С 2020 по 2023 капитальные расходы Beeline Казахстан составили более 200 млрд тенге. За пять лет количество базовых станций выросло на 90%, а команда, которая обслуживает всю техническую инфраструктуру, выросла на 40%. Ежегодно мы строим и модернизируем тысячи базовых станций – например, из 450 тысяч элементов мобильной сети в этом году мы заменили и обновили 90 тысяч. Мы готовы строить и инвестировать еще больше, чтобы наши абоненты были довольны качеством».

Для обеспечения текущих позиций и дальнейшего роста мобильные операторы вкладывают значительные инвестиции. Это касается как строительства и расширения географии покрытия, так и переход на новое поколение связи – 5G.

Так у Tele2/Altel наблюдается постоянный прирост капитальных затрат – инвестиции в сеть с 2020 по июнь 2023г составили 206 млрд. тенге. Большой рост ожидается и в текущем году, он объясняется как развитием сетей 5G – компанией уже в 10 городах страны начато строительство сетей пятого поколения, так и модернизацией сетей 4G.

C начала пандемии коронавируса в 2020 году капитальные затраты Kcell растут в среднем на 30% ежегодно.

Асхат Узбеков, СЕО Kcell:

«Мы осознаем большую социальную ответственность, являясь стратегической сферой для нашей страны. Мы понимаем, что дальнейшее развитие экономики, рост благосостояния людей, дальнейшее развитие сервисов и услуг, которые облегчают жизнь во всех аспектах, полностью зависят от того, какую инфраструктуру построят операторы – с учетом стремительной динамики развития новых технологий. Я уверен, что текущая синергия между профессиональным регулятором и мощной отраслевой экспертизе казахстанских операторов позволят в кратчайшие сроки преодолеть текущие вызовы и достичь мирового технологического лидерства Казахстана».

При этом стоит отметить аспект, о котором упоминается не так часто – расходы на поддержание работы каждой уже введенной в эксплуатацию базовой станции.

В среднем для поддержания бесперебойной работы сети операторы совокупно тратят более 70 млрд. тенге ежегодно. В эти расходы входят аренда, трансмиссия, ремонтные работы и электроэнергия и тд.

Ежегодно они растут. Так, например только стоимость электроэнергии в стране с 1 квартала 2022 по 2 квартал 2023 подорожала почти на 27%. Для сравнения одна базовая станция потребляет электричество, как 20 средних квартир.
То есть себестоимость сети растет ежегодно, как из-за инфляции (ее суммарный уровень за пять лет составил 55%) и роста тарифов на электроэнергию, так и из-за курсовых колебаний, ведь все оборудование покупается в иностранной валюте.

Сергей Коньков:

«Средняя стоимость минуты для абонентов Tele2/Altel за период с 1 квартала 2022 по 2 квартал 2023 растет ниже уровня официальной̆ инфляции, а средняя стоимость Mb снижается на 8% при непрерывном росте потребления интернет-услуг. Рост среднего чека клиента за услуги связи на уровне 16%, остается ниже инфляции, которая за аналогичный̆ период составила 26,8%»

Евгений Настрадин:

«Мы понимаем, что наши абоненты — это люди с разными интересами, потреблением мобильного интернета и доходами. Поэтому мы продумали варианты под каждую аудиторию: есть "Социальный" тариф для пенсионеров и абонентов с инвалидностью, есть опции для всей семьи, тарифы для активных пользователей интернета и для тех, кому он совсем не нужен. Для нас важно, чтобы любой клиент мог найти тариф, соответствующий его потребностям».

При этом рост расходов мобильных операторов это общемировая тенденция, об этом говорится в отчета в отчёте IDC, опубликованном 5 мая 2023 года.

Там же отмечается и глобальная тенденция роста тарифов:

«В условиях сложившейся макроэкономической ситуации, кризиса и высокого уровня инфляции провайдеры по всему миру начали поднимать тарифы. Это необходимо для компенсации увеличившихся операционных расходов и затрат на оборудование, которое значительно подорожало. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), инфляция сохранится как минимум до 2025 года, а это означает, что телеком-операторы продолжат повышать цены на свои услуги».

Стоимость мобильного интернета в Казахстане остается одной из самых низких в мире. Так, согласно данным Internet Accessibility Index, республика заняла 5-е место среди 164 стран мира по низкой стоимости мобильного интернета.  При этом согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, доля расходов на услуги связи от всех потребительских расходов населения в третьем квартале 2022 года составила всего 3,3%.

Для сравнения: на прочие коммунальные услуги, стоимость которых жёстко контролируется государством, в 2022 году приходилось от 4,5% до более 6% потребительских расходов, а расходы на еду превышали 50%. Кроме того, если рассматривать многолетнюю динамику, доля расходов на связь от всех потребительских расходов населения всегда была невелика, и даже наблюдается некоторое сокращение показателя. В целом значение варьируется в узком диапазоне всего 4,5%–3%.

Продолжать держать такой уровень доступности непросто. Географическое расположение Казахстана играет значительную роль в развитии интернета и связанной с этим инфраструктуры. Казахстан является крупной страной с обширными территориальными пространствами, что представляет вызовы для расширения инфраструктуры связи и интернет-покрытия на всей территории. Расположение населенных пунктов может затруднять строительство и поддержание сетей связи в удаленных и малонаселенных регионах.

Учитывая эти факторы, правительство Казахстана и операторы связи активно работают над развитием и расширением интернет-инфраструктуры в стране. Проекты по модернизации сетей, увеличению покрытия и повышению качества интернет-соединения проводятся с целью обеспечения доступа к интернету для всех жителей Казахстана, независимо от их географического расположения. Яркий пример такого проекта 250+.

Сегодня это более тысячи отдаленных сел с доступом к мобильной связи и интернету. Трафик в селах 250+ стабильно растет: в период с марта по июнь 2023 года он увеличился более чем на 20%. При этом трафик обращений к госуслугам и банковским приложениям увеличился на 31%, а к медицинским сервисам вырос на 28%. А наиболее популярными в сети остаются банковские сервисы. В 96% случаев сельчане пользуются онлайн услугами, связанными с банковскими операциями. Это помогает развитию предпринимательства, упрощает клиентский сервис и увеличивает опции для оплаты. Уверенный рост показывает и трафик в TikTok: здесь растет не только потребление контента, но и создание собственного, который становится популярным не только в стране, но и за ее пределами и позволяет миру открывать Казахстан с разных ракурсов. Общий рост за три месяца весны составил 37%, а выгрузка авторского контента в социальную сеть выросла на 34%.

На текущий момент перед рынком связи стоит немало вызовов, в том числе развитие сетей 5 поколение, продолжение работы по расширению покрытия и модернизации для улучшения качества сигнала. Операторы уверены, что несмотря на сложности развитие мобильной связи в стране будет продолжаться с увеличивающимися темпами.

https://www.gov.kz/memleket/entities/mdai/press/news/details/601311?lang=ru