19 августа 2022 года в городе Семей состоялся круглый стол, на котором обсудили вопросы обеспечения регионов качественными цифровыми услугами, организатором которого выступила Национальная ассоциация коммуникации и цифровизации. В нем приняли участие депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, акиматы и маслихаты области Абай, Восточно-Казахстанской и Павлодарской области, представители Комитета телекоммуникаций МЦРИАП, Агентства по защите и развитию конкуренции, а также республиканские партии, общественные объединения, организации и эксперты в IT-отрасли. На встрече затрагивались вопросы качественной мобильной связи и интернета, цифровизации социально-значимых направлений рассматриваемых регионов, а таже взаимодействие государственных, квазигосударственных структур и бизнеса в вопросах «последнего километра». Целью круглого стола являлось обсуждение дальнейших перспектив развития телекоммуникационной отрасли в регионах, а также выявление круга проблемных вопросов, касающихся получения местным населением качественных цифровых услуг, особенно в сельских населенных пунктах. Депутат Сената Парламента от Восточно-Казахстанской области, член Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Булавкина Ольга отметила необходимость получения качественных цифровых услуг не только в крупных городах и населенных пунктах, но и по всей территории страны, а также в отдаленных сельских населенных пунктах. Сенатор отметила, что согласно статистике по стране всего 15 человек из 100 имеют стабильный фиксированный интернет, при этом Казахстан действительно занимает лидирующие места по стоимости мобильного и фиксированного интернета, а по другим показателям, таких как скорость интернета, доступность, загрузка файлов в мбит/с места довольно-таки средние, даже низкие. Продолжая выступление, депутат отметила, что «рынок мобильной связи в Казахстане является высококонцентрированным, на котором действуют всего 2 субъекта при большом количестве покупателей. Основными барьерами входа новых субъектов на рассматриваемый товарный рынок являются экономические (объемы первоначальных инвестиций), технологические (ограниченность ресурса радиочастотного спектра), административные (лицензирование) ограничения». Как отметила депутат, к ней постоянно обращаются жители нашей страны, в том числе отдаленных населенных пунктов, предприниматели, работники отрасли образования и других госорганов с проблемами отсутствия должной связи и интернета. Пример - региональное здравоохранение, когда работникам приходится вручную заполнять необходимые формы, а после работы забирать с собой множество бумажных документов и заносить их в соответствующие устаревшие информационные базы, которые не интегрированы между собой. Что касается образования, то в период пандемии преподавателям в восточных регионах приходилось проводить свои занятия практически в оффлайн формате, так как низкая скорость интернета в области не позволяла проводить занятия в качественном онлайн режиме. Работники сельского хозяйства не могут получить во время субсидии, так как они могут зарегистрироваться в базе данных, ветеринары не могут сдать вовремя свои учеты, а участковые на местах не могут отчитаться о происшествиях. И таких проблем очень много. В свою очередь, все это порождает недовольство населения, повышает социальную напряженность, увеличивает отток сельского населения и как следствие села не получают должного развития. При этом Правительством реализуются госпрограммы с колоссальными финансовыми средствами с низкой эффективностью. Показателен опыт Германии, где реализуется специальная программа по снятию нагрузки с городской агломерации с уклоном на развитие эффективной мобильности, где основной целью является финансирование государством только сельских населенных пунктов, где крупным операторам связи не выгодно предоставлять свои коммерческие услуги. Мажилимен Мынбай Дархан выразил поддержу всем присутствующим и призвал все стороны активно принимать участие в вопросах, которые затрагиваются Национальной ассоциацией коммуникации и цифровизации. Отметил, что все выработанные в ходе проводимых НАКЦ круглых столов предложения и рекомендации будут всесторонне изучены и приняты во внимание на парламентском уровне. Далее по вопросу качественной мобильной связи и интернета выступил директор по науке и инновациям ТОО «ITLink» Гулькин Александр представляющий город Курчатов, выделивший несколько вопросов с которыми сталкивается эта компания. По его мнению, зачастую недопонимания возникают со стороны самих пользователей, так как потребители выбирая приемлемый тариф, к примеру 10 Мбит/с просто не могут получать требуемый видеоконтент в 4K формате. Это, по его мнению, только один из примеров. И чтобы такого не было спикер предлагает эффективнее налаживать взаимоотношения между потребителями и поставщиками-операторами услуг. Качество связи зачастую зависит от сетевого оборудования, времени потребления интернет-трафика. Жалобы в основном поступают в вечернее время, так как именно в час пик происходит максимальная потребность в потреблении различных цифровых контентов в результате чего повсеместно наблюдается падение скорости. Есть примеры, когда качество связи не зависит от поставщиков услуг. Так, иногда наблюдается загруженность на самих интернет-ресурсах, на работу которых интернет-провайдеры повлиять не могут. Некоторые из них специально устанавливают ограничения или какие-либо внутренние блокировки. Другие, наоборот, показывают высокие показатели при передаче данных. Что касается других проблем, которые не зависят от провайдеров, то спикер отметил следующие из них: сбивающиеся и устаревающие настройки маршрутизаторов (wi-fi роутеров), проблемы с межсетевым экраном, спам и различного рода реклама, которая «съедает» около 10% трафика и засоряет интернет-соединения. Зачастую, основные проблемы возникают от поставщиков самих интернет-услуг (сайты, приложения), а не от интернет-провайдеров и поэтому спикер предложил совместными усилиями повышать цифровую грамотность пользователей, а именно населения. В качестве быстрого решения спорных вопросов Гулькин А. предложил разработать отечественный единый сервис с общими требованиями для всех заинтересованных сторон по проверке интернет-соединений, который бы учитывал все изложенные моменты в том числе учитывал и сторону самих потребителей, ведь бывают случаи, когда жалобы поступают от пользователей с устаревшими устройствами, которые по своим характеристикам уже не в состоянии принимать максимально предлагаемое интернет-соединение. Диалог продолжил эксперт по цифровому развитию Сарсембаев Бауыржан, сообщивший, что качественную мобильную связь и интернет надо рассматривать через призму покрытия сетью и самим качеством. Ведь обычно покрытие имеется, но само его качество оставляет желать лучшего. Спикер из личного опыта сообщил, что современный мобильный интернет зачастую имеется только в крупных населенных пунктах, отъезжая на 5 км от которых можно с уверенностью заявить, что дальше в отдаленных населенных пунктах связи практически нет. «Мы с коллегами объехали не мало таких поселков до 250+ жителей и даже больше. Везде наблюдали и фиксировали факты отсутствия мобильной связи у проживающего там населения» - отметил Сарсембаев Б. Продолжая свое выступление Сарсембаев Б. заявил, что практически все компании на рынке не заинтересованы прокладывать связь условно для 15-ти домов на 150 человек. Также при посещении регионов остается проблемой мобильное рабство, когда в более крупных селах имеется вышка всего одного оператора, поэтому при посещении таких мест приходилось использовать сим карты нескольких операторов. Замечен факт строительства в густонаселенных селах вторых вышек для связи с рядом стоящим от другого оператора, хотя за рубежом применяется совместный метод использования ранее установленных базовых станций. Получается, крупные села получают какой-то выбор, а малые села так и остаются без связи. При этом имеется проблема отсутствия данных. В Казахстане мало информации о покрытиях мобильной связью. Считаю, что жители, выезжая куда-либо по стране должны иметь сведения о том, какой оператор связи присутствует в том или ином населенном пункте. Что касается мобильного интернета, то эта проблема является еще более острой. Мобильного интернета в малых населенных пунктах практически нет. А если и есть, то случаются постоянные продолжительные обрывы связи. Поэтому, обеспечение интернет-связью посредством спутников хоть это и дорого необходимо решать в кратчайшие сроки, так как прокладка «оптики» в такие села зачастую не представляется возможным и экономически не целесообразна. Цифровое неравенство усиливается с каждым годом, мы часто наблюдали картину, когда люди в малых селах впервые смотрят стриминговый видео-контент или открывают мессенджеры, которыми мы пользуемся ежечасно. Поэтому надо сообща решать накапливающиеся проблемы. Коммерческие операторы, включая квазигосоператоров настроены только на получение прибыли, и они не заинтересованы прокладывать связь в малонаселенные пункты. Они подают свои отчеты не по качеству своих услуг, а по запланированным зонам покрытия, тем самым обеспечивая положительную статистику, которую в акиматах никто не в состоянии проверить, так как среди них зачастую нет профильных IT-специалистов. Они направляют отчеты не по качеству услуг, а именно по зонам покрытия. Соответственно далее сельские акиматы отчитываются о 100%-ом выполнении плановых работ. Согласен, что местами население не всегда готово получать современные цифровые услуги, но при этом считаю, что у каждой стороны должная быть своя зона ответственности. Если все проблемы и вопросы решались бы комплексно, то и таких проблем на селе было бы меньше. Второй вопрос повестки дня касательно цифровизации социально-значимых направлений начался с выступления руководителя отдела цифровизации и мониторинга государственных услуг аппарата акима области Абай Искаковой Айжан, которая в целом сообщила о проделанной работе и о планах области в этом направлении. Далее, этот вопрос затронул вице-президент Ассоциации разработчиков и пользователей технологии блокчейн «BlockchainKZ» Конушпаев Арман, который представил презентацию «Блокчейн - драйвер цифровой трансформации. По словам спикера эта технология поможет: обезопасить цифровые данные; вести учет всех коммунальных услуг, учет потребления коммунальных ресурсов и автоматизировать платежи; внедрить единый стандарт обмена данными на госуровне; осуществить электронное голосование, что позволит сэкономить большие бюджеты и задействовать максимальное количество электората; осуществлять точечный трекинг контейнерных перевозок; заключать электронные договора и гарантировать их исполнение; децентрализовать рынок электроэнергии, дать открытость этой отрасли, тем самым решить проблему с майнерами; защитить программное обеспечение, ЦОДы, сервера и так далее; создать блокчен сайты, которые нельзя будет взломать и проводить по ним и DDoS атаки. Диалог по третьему вопросу взаимодействия государственных, квазигосударственных структур и бизнеса в вопросах «последнего километра» продолжил управляющий директор Национальной ассоциации коммуникации и цифровизации Азамат Колов акцентировавший внимание на том, что профильный госорган должен доводить до руководства страны и населения точечную информацию по покрытию территории Казахстана мобильной связью и интернетом. Спикер сообщил, что МЦРИАП на постоянной основе докладывается о том, что 99.3% населения республики обеспечены современным интернетом, хотя на деле эта ситуация отличается кардинальным образом. Получается, что по Казахстану только 280 тыс. человек не имеют качественного интернета, что является крайне сомнительными данными. Он привел в пример США, которая занимает 21 место в мире по покрытию своей территории скоростным интернетом, где около 30 млн человек не имеют доступа к качественному интернету, когда Казахстан по медианному значению занимает 95 место. Колов А. задается вопросом, зачем искажать такие данные и вводить в заблуждение жителей нашей страны? В этом вопросе его поддержала сенатор Булавкина Ольга сообщившая, что статистика зависит от подсчетов наших операторов, которые отчитываются от запланированного покрытия той или иной территории Казахстана, а не от общего количества территорий, остающихся без интернета. «Сейчас скорость интернета в городах и селах различается в 10 раз. Такого неравенства среди нашего населения быть не должно. Если и так будет продолжаться, а именно ставка только на города и густонаселённые регионы, то эта разница будет только увеличиваться» – отметил А. Колов. Представитель НАКЦ сообщил, что операторы протягивая линии ВОЛС до определенного малонаселенного пункта сообщают его жителям о необходимости самостоятельного установления мачт для установки соответствующего оборудования. Соответственно в отчетах ВОЛС проведен, а по факту население остается без интернета, так как оно не способно своими усилиями приобрести такое сооружение. А. Колов напомнил присутствующим о ранее проведенном подобном круглом столе в г. Кокшетау, где предлагалось улучшить сотрудничество между местными исполнительными органами, энергетиками и операторами связи в части необходимости приведения в соответствие Правил устройства электроустановок (ПУЭ) в части единых требований по передаче интернета через опоры РЭК. По третьему вопросу также выступил Бигалиев Азамат - руководитель ИП «Султан», поддержавший предыдущего спикера в улучшении существующего взаимодействия заинтересованных сторон. Так, по его сообщениям на получение разрешительных документов уходит большое количество времени и средств, что отражается на целесообразности дальнейшей работы. Зачастую, акиматы и региональные монополисты лоббируют и продвигают одни и те же компании в прокладке интернет кабелей в вверенных им магистральных путях. Азамат Бигалиев предложил вопросы кабельной канализации решать посредством создания единой компании, которая бы не являлась одновременно и оператором, и распределителем необходимой инфраструктуры. Спикер напомнил о большом количестве отдаленных туристических объектах региона, остающихся по сей день без качественного интернета. Для улучшения этой ситуации он предложил создать специальное направление с едиными техническими условиями по финансированию таких проектов по всей республике. При этом в этой программе, по его мнению, сразу же необходимо установить требование, что операторы первого уровня будут предоставлять только магистральные пути, а саму прокладку будут осуществлять местные мелкие провайдеры. Бигалиев А. сообщил о существующей проблеме доступа к многоквартирным домам. Существующие согласно жилищному законодательству управляющие МЖК устанавливают различные дополнительные требования при проведении интернета в квартиры таких домов. Так, некоторые устанавливают заоблачные тарифы, другие требуют согласования с квазигосударственными операторами, хотя этого не требуется, другие просят заново пройти все процедуры согласования и прокладки интернета, хотя он был проведен до создания каких-либо управляющих компаний. Для решения этой проблемы спикер предложил разработать НПА с едиными требованиями к доступу к объектам конданимимумов. Продолжая тему МЖК, спикер сообщил, что при осуществлении закупок, прописываются требования по согласованию техусловий с застройщиками, которые уже заранее прописывают требования под нужные им компании-операторов. Поэтому здесь также необходимо установить единые правила предоставления доступа к возводимым зданиям и сооружениям для всех операторов связи. «Как региональный провайдер с такими же проблемами мы сталкиваемся в гг. Актобе, Кызылорда, Костанай, Текели, Павлодар и Алматы» - сообщил Турганбаев Ермек - начальник эксплуатации ТОО «Комплект групп». По мнению спикера квазигосударственный оператор монополист «застрял» на своей старой программе по обеспечению населения страны на уровне 10 мбит/с. Этот оператор порой выдает не осуществимые технические условия, когда на прокладку интернет кабелей необходимо проходить путь через весь город или в обход него, или через множество проложенных готовых инфраструктур, что кратно удорожает проект и делает его экономически не целесообразным. «К нам обращаются некоторые жильцы и просят именно нас провести к ним интернет, но из-за подобных требований и из-за требований управляющих компаний МЖК, которые преследуют коммерческую выгоду это осуществить невозможно» - поделился мнением Е. Тургамбаев. «Чтобы улучшить это положение, нужно повсеместно улучшать конкуренцию. К примеру, когда мы начали осуществлять свою деятельность в г.Актобе, местный монополист сразу начал проводить кампании по предоставлению различных скидок и начал внедрять новые более дешевые тарифы» - продолжил спикер. В заключительной части круглого стола снова выступила Депутат Сената Парламента РК Булавкина Ольга, сообщившая, что на одном из совещаний Фонда «Қазақстан халқына» обсуждался вопрос финансирования проектов по обеспечению интернетом сел, в которых проживает менее 250 человек. Такой вариант финансирования схож с опытом Германии, где государство субсидирует финансирование населённых пунктов, куда интернет-провайдеры коммерчески не заинтересованы проводить интернет. Директор по науке и инновациям ТОО «ITLink» Гулькин Александр напомнил всем контролирующим органам и квазигосударственным компаниям придерживаться законодательства Казахстана, так как зачастую срабатывает человеческий фактор, а не следование нормам Закона РК «О связи» или Правил оказания услуг связи. Кроме того, он предложил на законодательном уровне запретить монополистам устанавливать требования в технических условиях на проведение ремонтных работ в городской кабельной канализации и работ, связанных с самой кабельной канализацией. Гулькин Александр предложил передать полномочия по распределению кабельной канализацией отдельной сторонней структуре, а также оформлять все заявки с минимальным участием человека через «Правительство для граждан». Продолжая диалог, технический директор ТОО «Семсат» Аманбаев Бауыржан сообщил, что они недавно на рынке провайдеров, но уже сейчас начали сталкиваться с проблемой закупа соответствующего оборудования, попросив включить в рекомендации рассмотреть вопрос оказания поддержки для закупа необходимого софта. В заключении, эксперт по цифровому развитию Сарсембаев Бауыржан сообщил, что прокладка интернет через радиооборудование и без антенны (мачты) варьируется от 2 до 4 млн тенге с окупаемостью в течение двух-трех лет. При этом на прокладку «оптики» в среднем расходуется около 35 млн тенге с окупаемостью в течение девяти лет, а если устанавливать новые столбы, то эта сумма удваивается. Так как это не окупаемо, он предложил разработать отдельную программу с субсидиями или закупом оборудования для покрытия интернетом оставшихся сел. А чтобы не было коррупционных факторов на законодательном уровне ввести обязательную норму, что это программа реализуется только региональными частными провайдерами с равномерным распределением всех выделяемых финансовых средств. Участники круглого стола договорились посредством НАКЦ собрать и выработать единые предложения и рекомендации с их последующим направлением в заинтересованные организации для качественного и должного развития ИКТ отрасли в указанных регионах Казахстана. Напомним, что ранее НАКЦ провел подобное мероприятие в г.Кокшетау, по итогам которого были выработаны рекомендации по улучшению рассматриваемых вопросов в центральных и северных регионах. |